АИС КХП, лучшее решение для отрасли
= Автоматизированная информационная система комбината хлебопродуктов =

Статьи

Системный администратор АИС на предприятии


Н. Лесников, В. Новицкий, О. Новицкий, С. Трофимов

Сегодня трудно найти руководителя, который не признавал бы большую роль компьютеризации учета и управления на основе комплексных автоматизированных информационных систем (АИС) как для бухгалтерии, так и для предприятия в целом.
К сожалению, систем, идеально подходящих для каждого конкретного предприятия, будь то небольшая мельница или крупный комбинат хлебопродуктов, не существует. В любом случае, в большей или меньшей степени, требуется привязка к специфике предприятия. Поэтому значительные средства и трудозатраты при внедрении АИС уходят либо на разработку программ собственными силами, либо на адаптацию приобретенного программного обеспечения (ПО) к особенностям предприятия, включая компоновку необходимой конфигурации готовых модулей, их настройку под конкретные информационные потоки, алгоритмы их обработки и специфику учета на предприятии.
Естественно было бы предположить, что основная работа по адаптации внедряемого программного обеспечения ляжет на фирму-поставщика.
Однако, опыт разработки и освоения АИС показал, что эффективность, полнота и скорость их внедрения во многом зависят от специалиста АСУ на самом предприятии, от уровня его квалификации, добросовестности и трудолюбия. Этот специалист в процессе внедрения комплексной информационной системы на предприятии (а не отдельных задач) должен выполнять функции так называемого системного администратора АИС, в том числе: приемку и освоение программного обеспечения и документации, обучение и консультирование пользователей, и самое главное, поддержку последующей эксплуатации, в процессе которой он должен контролировать состояние информационных баз, идентифицировать и устранять ошибки ввода данных, обеспечивать разграничение прав доступа различных пользователей к информации, осуществлять архивацию данных и т. д.. Системный администратор может взять на себя часть работы по обследованию предприятия и настройке ПО в процессе внедрения АИС, тем самым сэкономив значительные средства. Ведь известно, что на каждый рубль, вложенный в ПО, необходимо вложить как минимум еще один на этапе внедрения и последующего сопровождения АИС в зависимости от качества программного продукта.
Из опыта Московского государственного университета пищевых производств, АО “ИНФО” и ОАО “ИПП”, совместно распространяющих программный продукт “АИС КХП”, специализированный для предприятий отрасли хлебопродуктов, а также осуществляющих полное внедрение “под ключ” этой системы, можно привести примеры как хлебоприемных, так и зерноперерабатывающих предприятий, которые успешно освоили у себя такую комплексную интегрированную информационную систему без выезда группы сопровождения разработчика на объект. Т.е. все работы по установке, наладке и последующему обслуживанию были проведены системным администратором, естественно с консультациями поставщика ПО. Причем, таких примеров становится все больше, и скоро это станет скорее правилом, чем исключением.
Таким образом, системный администратор не должен быть только сменщиком картриджей к принтерам или “пишущим” программистом. Это человек, знающий толк в компьютерной технике, совсем не обязательно “пишущий” программист, но обязательно грамотный пользователь, информационный аналитик и администратор, хорошо владеющий предметной областью знаний, коммуникабельный, способный проконсультировать обычных пользователей - “какую кнопочку нажать” и, в тоже время, тесно работающий с руководителем, пользующийся его доверием, помогающий ему решать текущие и перспективные вопросы информатизации предприятия.
Системный администратор должен быть специалистом на уровне зам. главного инженера или главного технолога и, как минимум, сведущим в бухгалтерии, так как, в первую очередь, обычно автоматизируются трудоемкие бухгалтерские операции. И если главный бухгалтер отвечает за наполнение информационных потоков, то системный администратор - за бесперебойное прохождение информации между различными модулями АИС. Он выявляет и устраняет “узкие места”, где происходит торможение нормального информационного обмена. А если говорить об автоматизации учета на предприятии в целом (бухгалтерского и управленческого), то его роль еще более усиливается. Фактически системный администратор - это главный технолог по обработке информации.
Системный администратор является связующим звеном между предприятием и разработчиками ПО. Его мнение далеко не последнее (хотя и не должно быть единственным) в выборе программного продукта, партнера-разработчика или поставщика ПО.
Разработчики “АИС КХП”, понимая значение системного администратора, с целью максимального упрощения работ по настройке и эксплуатации АИС большое внимание уделили созданию технологии и специальных программных инструментов, автоматизирующих труд системного администратора предприятия.
Можно кратко сформулировать требования, которые должен предъявлять системный администратор к работе программного инструментария:
  • исключение многократного повторения типовых действий;
  • уменьшение трудоемкости работ;
  • повышение качества за счет автоматизации работ.
Именно этим требованиям отвечает специализированная программа МОНИТОР, предназначенная для системного администратора. Эта программа является управляющим ядром “АИС КХП”, разработанной специально для зерноперерабатывающих и хлебоприемных предприятий.
При помощи МОНИТОРА системный администратор, не вставая со своего рабочего места, может настроить клиентскую часть АИС, сконфигурировать, изменить и размножить автоматизированные рабочие места как для одного, так и для группы пользователей, изменить свойства эксплуатируемых задач, модифицировать алгоритмы обработки информации и получения выходных документов и многое другое. Имеющиеся функции автоматического распространения новых версий ПО с их самонастройкой, автоматического резервирования пользовательских данных значительно сокращают трудоемкость обслуживания АИС, что в целом позволяет переключить основные усилия системного администратора с рутинных действий по сопровождению ПО на перспективные работы по развитию системы и повышению эффективности ее использования.
В конечном итоге, роль системного администратора при внедрении и эксплуатации АИС трудно переоценить. От него зависит, насколько эффективно будет работать тот или иной автоматизированный участок учета на предприятии, как система будет внедряться: со “скрипом” или легко. Системный администратор, решая текущие и перспективные задачи автоматизации обработки информации, позволяет руководителю реально оценивать результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и, таким образом, получать дополнительную прибыль. От него зависит отсутствие “пробок” на информационных магистралях предприятия, что позволяет руководителю реально управлять предприятием в современных, постоянно меняющихся условиях рынка, основываясь на достоверной оперативной информации.
 
= Автоматизированная информационная система комбината хлебопродуктов =
© AO "ИНФО" 1996г , http://www.aiskhp.ru